Посторонние звуки при эксплуатации транспортного средства – это всегда повод насторожиться. Лязгающая коробка передач, воющие колеса, чересчур громко работающий двигатель – примеров множество. Заслуживает внимания и ситуация, когда стучит руль при движении, проезде неровностей, маневрах, вне зависимости от направления и резкости. Почему стучит руль? Чем угрожает такая ситуация? Как провести ремонт?
Содержание:
Первичную диагностику можно провести и самостоятельно, без обращения в специализированный сервис, размещения транспортного средства на эстакаде или смотровой яме. В первую очередь, нужно учесть место, откуда доносится стук:
Второй момент – обстоятельства, при которых появляется посторонний звук:
Многие водители не обращают внимание на то, что стучит руль, полагают, что проблема не слишком серьезная, не заслуживающая внимания и немедленного устранения, способная со временем исчезнуть сама по себе. Такой подход в корне не верен, способен привести к целому спектру негативных последствий, в том числе:
Причины, по которым стучит руль при повороте на месте, либо при выполнении других маневров, обозначены выше, теперь нужно подробнее изучить инструкции, позволяющие справиться с проблемой. Они определяются ее характером, механизмом или элементом, в котором возникла поломка.
Если стучит, когда поворачиваешь руль до одного из крайних положений, то, вероятно, звук доносится от ШРУС, позиция которого соответствует направлению поворота. Необходимо добраться до детали, снять ее и провести тщательный осмотр. При отсутствии видимых повреждений достаточно чистки и смазки, серьезные дефекты, вроде разрывов пыльников, деформаций – не обойтись без замены.
Если целостность детали нарушена или возникли другие проблемы, то стучит роль на кочках, при резких и плавных маневрах – вне зависимости от скорости. Неприятности с рейкой вызваны, как правило, следующим:
Провести комплексную проверку рулевой рейки достаточно сложно, не обойтись без эстакады или смотровой ямы, дополнительно потребуется помощь второго человека. Рациональнее обратиться в сервисный центр, при наличии соответствующего оборудования процесс займет минимум времени.
Уделить внимание этой детали нужно в том случае, если шум доносится со стороны рулевой колонки. Сначала речь идет о тихих стуках при резких маневрах, постепенно проблема усугубляется, проявляется даже на стоянке. В зависимости от выраженности дефекта, карданный вал меняется или восстанавливается. Решение для водителей, желающих не устранять неприятность, а свести к минимуму риск ее появления – замена комплектных подшипников втулками на основе специального полимерного материала. Они более надежны, подходят даже для коммерческой эксплуатации транспортного средства с огромными пробегами, например, в такси или курьерской службе.
Стучит стойка не только при повороте руля, но и при прямолинейном движении. Понять, что дефект кроется именно в элементе подвески, можно по резкому маневру – при его выполнении звук станет особенно громким и выраженным, так как резко увеличивается нагрузка. К сожалению, в большинстве случаев ремонт этого дефекта оказывается невозможным, не удается обойтись без замены.
Затягивать с восстановлением амортизаторов, как и стабилизаторов, нельзя. Стук – лишь одна из неприятностей, гораздо опаснее тот факт, что автомобиль лишается изначальной устойчивости, во время торможения и разгона кузов раскачивается, при прохождении поворотов – кренится. Потерять управление в таких условиях очень легко, да и комфорт поездки сильно страдает.
Если посторонние звуки связаны с одной из указанных причин – это наиболее “удачный” вариант для водителя, устранение проблемы не потребует больших усилий и времени. Достаточно подтянуть все болты и гайки, чтобы исключить колебания деталей, “вытряхнуть” всевозможные камешки, чтобы они не создавали эффекта “погремушки”, не мешали нормальному движению элементов системы рулевого управления.
Главная рекомендация – не игнорировать проблему. Да, первое время стук выглядит совершенно безобидным, никак не мешает управлению, однако, постепенно ситуация усугубляется: звук становится громче, автомобиль – хуже слушается команд водителя, с запозданием выполняет маневры, неуверенно ведет себя как в повороте, так и прямолинейном движении.
Простейшую диагностику можно провести собственными силами, однако, если установить причину невозможно, рациональнее как можно быстрее добраться до сервисного центра для комплексной проверки. Чем быстрее определена и устранена неисправность – тем безопаснее поездки, тем ниже расходы, связанные с ремонтом.