Электромобили пока не получили в России очень широкого распространения, однако, общая тенденция выглядит вполне очевидной – год от года их количество на дорогах увеличивается, вполне вероятно, что через несколько лет они станут столь же привычными явлениями, как дизельные или бензиновые аналоги. Характерные особенности электромобилей приводят к возникновению с ними проблем, неактуальных для классических авто с ДВС. В чем именно они заключаются? Как грамотно решать их?
Содержание:
Любое транспортное средство, выезжающее на дороги общего пользования, подвергается риску оказаться в аварии. Конечно, конструкция электромобиля адаптирована к такой вероятности развития событий, способна защитить водителя и пассажиров от травм. Более того, некоторые специалисты полагают, что электромобили даже более безопасны, нежели классическая техника с ДВС. Объясняется это размещением массивной батареи в районе днища, где она занижает центр тяжести, уменьшая вероятность переворота при боковом ударе, а также принимает на себя часть механической нагрузки.
Наиболее уязвимы при ДТП электронные и, в особенности, электрические компоненты, повреждение которых представляет определенную опасность для экипажа. Главным образом, речь в данном случае идет об основной батарее и проводке, находящейся под огромным напряжением. Чтобы исключить риск удара током, все высоковольтные системы укомплектованы механическими и электронными защитными системами, благодаря которым даже при повреждении изоляционного слоя или обрыве проводка остается безопасной.
Несколько иначе и сложнее обстоит дело с аккумуляторами, обеспечивающими работу мотора. Основной тип батарей на данный момент – Li-Pol, они надежны, отличаются достойным ресурсом и емкостью, однако, склонны к воспламенению по целому ряду причин:
Для первых моделей электрокаров повреждение батареи было достаточно распространенным явлением, однако, сейчас ее защите уделяется куда большее внимание, даже при выраженных ударах ячейки сохраняют целостность. В любом случае, если после аварии имеется даже минимальное опасение повреждения АКБ или системы, отвечающей за его охлаждение, нужно как можно скорее обесточить транспортное средство и покинуть его. В сервис однозначно следует ехать на эвакуаторе.
Сам факт разрядки аккумулятора – явление совершенно нормальное, однако, проблемы могут возникнуть при отсутствии в прямой близости источника энергии для подзарядки. Для увеличения дистанции, которую удастся преодолеть на оставшемся заряде, стоит воспользоваться несколькими советами:
Российская дорожная инфраструктура такова, что поиск специальной зарядной станции зачастую становится затеей совершенно бессмысленной. Выручить поможет обычный удлинитель на бытовую розетку. Да, восстановление заряда в таком случае окажется очень медленным, зато вероятность отыскать источник питания становится на несколько порядков больше.
Случается, что у водителя вообще нет шансов своевременно добраться до источника питания и восполнить заряд батареи. Наиболее логичным решением вопроса выглядит вызов эвакуатора до точки, где удастся подключиться к розетке, будь то специализированная станция или гараж. Второй вариант – буксировка, однако, здесь все далеко не так просто. Далеко не каждый электромобиль допускает возможность буксировки. Если таковая предусмотрена, то осуществлять ее нужно в специальном режиме, при соблюдении определенной скорости.
При отсутствии режима буксировки, собственник может действовать исключительно на свое усмотрение, осознавая риски. Больше шансов на успех оставляют электромобили, укомплектованные асинхронными двигателями, воспринимающими буксировку как продолжительное торможение, восполняющие заряд АКБ за счет рекуперации. Синхронные моторы более капризны, при буксировке они также вырабатывают энергию, однако, в процессе могут сильно перегреваться, вплоть до достижения температурных значений, чреватых выходом из строя.
Случается, что даже при полностью заряженной батарее завести двигатель не удается. С учетом того, что электромобиль не предполагает комплектации системой подачи топлива, катушками и свечами зажигания, неприятность чаще всего связана с разрядкой стандартного аккумулятора на 12 вольт.
Задача этого элемента питания – энергоснабжение бортовых электронных устройств, систем диагностики. Если последние не срабатывают, компьютер делает вывод о том, что запуск небезопасен и отключает мотор. Чтобы не столкнуться с неприятностью, нужно постоянно держать уровень заряда АКБ под контролем, в критической же ситуации остается только “прикуривать” от другого авто.
Любое транспортное средство может оказаться в грязевой или снежной ловушке, электромобиль – не исключение. Если колеса начали буксовать, то порядок действий должен быть таким же, как и в случае с обычными автомобилями, нужно попытаться повысить их коэффициент сцепления с покрытием за счет подкладывания твердых предметов, рытья траншей. Основных тонкости всего две:
Комбинация влаги и электроэнергии всегда представляет определенную опасность, в особенности, если речь идет о высоком напряжении. Конечно, создатели электромобилей предполагают, что им так или иначе придется контактировать с водой, двигаться в дождь, бывать на мойках, а потому на контактах предусмотрена надежная изоляция.
Практика показывает, что вся система без проблем выдерживает кратковременное “купание”, а моторы справляются даже с продолжительным погружением. К сожалению, длительное воздействие влаги может привести к окислению и коррозии других силовых элементов и микросхем, из-за чего они теряют работоспособность.
Самая опасная ситуация – воспламенение тяговой батареи. Если она начала сильно нагреваться, то электромобиль следует немедленно обесточить, это должно остановить процесс.
К сожалению, справиться непосредственно с возгоранием батареи крайне трудно. Элемент питания горит с выделением кислорода, подпитывающего пламя, из-за чего бесполезным становится даже применение большинства огнетушителей. Без пожарной бригады потушить огонь зачастую невозможно.
Принцип работы электромотора таков, что он выделяет куда меньше тепловой энергии, если провести параллели с бензиновым и даже дизельным аналогом. Повреждение радиатора, в этом свете, не является критическим дефектом, при котором нужно немедленно остановиться, вызвать эвакуатор для того, чтобы отправиться в сервисный центр или гараж для устранения.
Если дистанция до места проведения ремонта не слишком большая, вполне можно преодолеть ее самостоятельно, соблюдая минимальные правила, не превышая скорость, не совершая резких маневров, разгонов и торможений, нагревающих двигатель.
В целом, электромобилей не нужно бояться. Совершенствуется не только их конструкция, но и дорожная инфраструктура, делающая эксплуатацию максимально комфортной и безопасной. Главное – учитывать все особенности данных транспортных средств, соблюдать некоторые меры предосторожности, чтобы не подвергать себя и технику дополнительным рискам.