Далеко не каждый водитель горит желанием садиться за руль автомобиля с механической трансмиссией, довольно сложной в обращении, требующей определенных навыков и умений. Наиболее распространенные альтернативы МКПП – вариатор или автомат. Как выбрать и использовать указанные трансмиссии правильно, какие ошибки могут привести к поломкам, повреждениям? Чем отличается коробка-автомат от вариатора?
Содержание:
Отличие вариатора от автомата легко понять, если разобраться в конструктивных особенностях и принципах функционирования.
Главные элементы конструкции классической АКПП – гидротрансформатор и редуктор. Первый элемент выполняет задачу модуля сцепления, второй – обеспечивает эффективную передачу усилия от шестерни к шестерне. За передачу крутящего момента, формируемого валом мотора, отвечает гидротрансформатор, заполненный специальным трансмиссионным маслом. В классическом автомате также используются фрикционные диски, изготовленные из прочной стали, выдерживающей интенсивное трение, и муфты. Муфты можно назвать своеобразными аналогами узла сцепления в механике, они подвижны, разжимаются и сжимаются, за счет чего и достигается активация необходимой скорости.
Главное, чем отличается вариатор от автомата – отсутствие четких передач. Такая особенность объясняется кардинально иным принципом функционирования. Вариатор укомплектован цепным или ременным приводом, который воспринимает усилие, создаваемое валом мотора, передает его колесам. Изменение передаточного числа происходит максимально плавно, так как диаметр работающих валов, как ведомого, так и ведущего, также изменяется без рывков.
Автомат-вариатор на Ниссанах, Тойотах, Мерседесах и авто других марок может иметь определенные особенности, характерные для конкретного производителя, однако, все CVT можно представить двумя наиболее масштабными, крупными категориями:
В первом случае за передачу усилия отвечает цепь или ремень, протянутый между парой шкивов в форме конуса. Благодаря конической форме, рабочий диаметр элементов меняется, что позволяет водителю набирать скорость, добиваться оптимального крутящего момента, соответствующего дорожной обстановке.
Алгоритм функционирования достаточно прост. Нажатие на педаль газа активирует процессы передачи крутящего момента от мотора на ведомый вал. Конструкция основного шкива, при этом, предполагает смещение ремня от центральной части к краю при росте оборотов ДВС, тогда как на ведомой детали имеет место обратное явление. За счет этого трансмиссия обеспечивает максимально плавное изменение передаточного числа, при разгоне на 100% исключены рывки и вибрации.
Второй вариант – CVT тороидного типа. Принцип его работы также не вызывает трудностей при решении вопроса, как отличить вариатор от автомата, хотя конструкция значительно отличается от предыдущего. Главная особенность – отсутствие валов и шкивов, место которых заняли сферические колеса, разделенные роликами. Первое колесо выполняет главную, ведущую, функцию, второе – зависимое. Изменение скорости и крутящего момента становится возможным из-за того, что сила трения между деталями непостоянна. Тороидные механизмы, в сравнении с клиноременными, гораздо дороже, сложнее в производстве и ремонте, так что они не получили столь широкого распространения.
Отличие вариатора от автомата простыми словами можно сформулировать, если вникнуть в положительные и отрицательные особенности обеих трансмиссий. Вдобавок, сильно поможет в принятии окончательного решения разница автомата и вариатора – что лучше, какой автомобиль окажется идеальным для конкретного водителя.
Начать знакомство с сильными и слабыми сторонами механизмов следует с АКПП. Ее достоинства таковы:
Негативное отличие коробки-автомат от вариатора кроется в следующем:
Автомат, робот, вариатор – отличия указанных типов трансмиссий, в первую очередь, касаются их принципа действия, плюсов и минусов.
Для CVT характерны следующие плюсы:
Отличие вариатора от автомата простыми терминами, касающимися негативных моментов, выглядят так:
Отличие коробки-автомат от робота и вариатора вполне понятно по информации, представленной выше. Дополнительно можно сказать об интервалах сервисного обслуживания. На CVT придется чаще менять расходники, фильтры и масло. Еще один момент, заслуживающий внимания – режимы эксплуатации. CVT не подходит для буксировки, резких стартов с места и торможений “в пол”.
Какой тип трансмиссии лучше: автомат или вариатор – зависит от конкретных эксплуатационных условий и пожеланий водителя. Для поездок по городу или магистралям лучше подойдет CVT, максимальную плавность его работы удастся оценить и в пробках, и при обгонах попутного транспорта на трассе. Классический автомат – более неприхотливое и надежное решение, если многие маршруты проложены по проселкам, ременные и цепные передачи уязвимы перед вибрациями и ударными воздействиями, возникающими при проезде ухабов. Порекомендовать его можно и консервативным водителям, привыкшим самостоятельно обслуживать автомобиль, в этом отношении механизм куда проще.
Несмотря на то, что отличие коробки-автомат от вариатора весьма существенно, любая трансмиссия хороша, если эксплуатировать ее правильно, не подвергать лишним нагрузкам, своевременно обслуживать. Даже неприхотливый автомат вряд ли прослужит долго, если водитель будет игнорировать сервисные интервалы, замену масла, фильтров и другие манипуляции, необходимые для поддержания работоспособности.