webim
AVILONAVILONAVILON - Дилер года 2024
AVILON
search
call

Вариатор: особенности, преимущества, технологии и принципы ремонта

26.12.2022

Современные авто комплектуются различными типами трансмиссий, узлов, передающих крутящий момент, создаваемый двигателем, на колеса. Механика, автоматы, роботизированные коробки – вариантов множество. В последнее время, однако, популярность набирает CVT, встречающийся как на седанах, так и на кроссоверах, даже некоторых внедорожниках. Вариатор-коробка: что это простыми словами? Почему она столь распространена? По какому принципу функционирует? Эти и другие вопросы требуют подробного разбора.

Содержание:

  1. Что такое вариатор?
  2. Принцип работы вариатора
  3. Сравнение с автоматом: чем лучше, чем хуже?
  4. Плюсы и минусы вариатора
  5. Как настроить вариатор?
  6. Советы по эксплуатации
  7. Когда менять масло в вариаторе?
  8. Как менять масло в вариаторе?

Вариатор: что такое?

Итак, что такое вариатор? Вариатор или CVT (Continuously Variable Transmission, то есть, «постоянно изменяющаяся передача») — это тип автоматической трансмиссии, обеспечивающий передачу крутящего момента от ДВС на колеса при сохранении стабильности его оборотов. В отличие от аналогов, CVT работает бесступенчато, переключение скоростей как таковое отсутствует, передаточное число корректируется предельно плавно, в зависимости от набора скорости или торможения транспортного средства.

Конструктивные особенности и принцип действия вариатора

Понимание того, как работает вариатор, позволит исключить ошибки при его эксплуатации, продлить срок службы вне зависимости от интенсивности нагрузок.

Конструкция CVT сформирована следующими элементами:

  • Модуль для асинхронизации ДВС и трансмиссии, срабатывающий при начале движения.
  • Непосредственно CVT.
  • Редуктор, позволяющий задействовать режим заднего хода.
  • ЭБУ.
  • Гидравлический насос.

Первое время непросто понять, как отличить вариатор от автомата, ведь в салоне авто, рядом с водительским креслом, можно увидеть вполне привычный рычаг или селектор с буквами “R”, “D” и другими, характерными для классического гидротрансформатора. Под капотом, конечно, все устроено совершенно по-другому. CVT представлены тремя классами, клиноременными, тороидными, цепными. Понять, чем отличается коробка-вариатор, лучше всего на первом примере, именно клиноременной тип является наиболее распространенным, многие новые автомобили комплектуются такой трансмиссией.

Механизм сформирован тремя основными элементами, парой шкивов, один из которых является ведущим, а другой – ведомым, и ремнем, соединяющим их. Конструктивно шкивы – это конические диски, обращенные друг к другу вершинами. Конусы не статичны, а перемещаются в направлении друг друга, за счет чего происходит плавное изменение диаметра шкива и, следовательно, передаточного числа. Изменение диаметра происходит по команде электронного блока управления, следящего за работой мотора.

Понять, как пользоваться вариатором, сможет даже неопытный водитель, трансмиссия относится к числу наиболее простых в освоении. Владельцу, однако, нужно знать, как проверить коробку-вариатор, чтобы исключить чрезмерное снижение уровня масла и износ металлического ремня, соединяющего шкивы. Использовать CVT с изношенным, растянувшимся, деформировавшимся ремнем опасно, это не просто снижает динамические характеристики, но и может привести к более серьезным повреждениям механизмов.

Чем отличается вариатор от автомата?

Подытоживая сказанное, чем отличается вариатор от автомата, нужно отметить сам факт отсутствия переключения скоростей, с одного передаточного числа на другое. Никаких рывков, толчков, связанных с переходом между шестернями различного диаметра, нет, ремень по шкивам движется максимально плавно, что обеспечивает больший комфорт поездки.

Вариатор отличается от автомата плавностью работы – передач здесь нет, а крутящий момент передается через ремень, скользящий по конусам и меняющий соотношение их оборотов. Ресурс вариаторов сопоставим с ресурсом гидромеханических автоматов. Но вариаторы не любят бездорожья и пробуксовок, перегреваются и быстрее выходят из строя.

Такая схема, однако, не может удерживать автомобиль на месте, а также заставить колеса вращаться в обратном направлении, так что CVT модифицируют вспомогательными элементами, в частности, уже отмеченным редуктором.

Плюсы и минусы вариатора

Для лучшего понимания особенностей трансмиссии, необходимо изучить плюсы и минусы вариатора. В первую очередь, нужно отметить, чем хорош вариатор.

Плюсы вариатора:

  1. Плавный ход. Переключение скоростей отсутствует как таковое, так что машина идет максимально плавно, мягко разгоняется и останавливается, без рывков и толчков.
  2. Динамика разгона. Отсутствие переключений – залог не просто плавности, но и отсутствия просадок мощности в момент изменения положений элементов АКПП или роботизированной коробки. CVT обеспечивает лучшую динамику, позволяет в полной мере раскрыть потенциал мотора.
  3. Увеличенный КПД. Вариатор или робот – что лучше? Коэффициент полезного действия явно говорит в пользу первого варианта, он выше на 5, а то и 10 процентов.
  4. Экономичный топливный расход. Объясняется это указанным выше КПД. Минимальное механическое сопротивление, эффективное использование потенциала мотора – все это приводит к тому, что именно CVT является наиболее экономичной трансмиссией.
  5. Минимальная выраженность шумов и вибраций. В конструкции минимум подвижных элементов, так что шуметь там особо нечему. Опять же, дополнительный бонус к комфорту поездки.
  6. Конструктивная простота. Даже новичку довольно просто понять, как отрегулировать вариатор, разобраться в его конструкции. Простота также увеличивает общий уровень надежности трансмиссии.

Минусы вариатора следующие:

  1. Электронный контроль. ЭБУ вариатора ориентируется на показания двигателя, считываемые многочисленными электронными датчиками. Повреждение даже одного из них требует сложного восстановления. Вдобавок, возникает риск не только аппаратной, но и программной ошибки, устранить которую удастся только при обращении в специализированный сервис.
  2. Уязвимость для перегрева. Одно из главных правил, как правильно ездить на вариаторе – не ехать слишком долго в режиме “газ в пол”, не буксовать на одном месте, пытаясь выехать из сугроба или грязи. Все это приводит к перегреву, деформациям диска и ремня.
  3. Недешевое обслуживание. Масло для вариатора стоит дороже, чем для классических автоматов или механики, а интервалы замены – более частые. Вдобавок, каждые 100-120 тысяч километров нужно менять ремень.

Диагностика и ремонт вариатора в официальном сервисе Avilon

Вы отправляете заявку online С вами согласовывается предварительная стоимость и дата визита Работы выполнены, ваш автомобиль обслужен Оставить заявку

Как настроить вариатор?

Чтобы на 100% раскрыть потенциал трансмиссии, водителю следует знать, как отрегулировать вариатор. Необходимость также может быть вызвана длительным простоем транспортного средства при отключенном аккумуляторе, заменой CVT или двигателя. Лучшее решение – программная настройка в специализированном сервисе, но при отсутствии времени или возможности можно воспользоваться упрощенным алгоритмом.

Итак, как настроить вариатор своими силами:

  1. Запустить мотор, прогреть его, отключить максимум бортового оборудования, задействовать только оптику ближнего света.
  2. Разогнаться на ровном отрезке асфальта до 60 километров в час.
  3. Убрать ногу с педали акселератора, не тормозить, ехать по инерции до стабилизации скорости (в среднем, на это уходит около 5 секунд).
  4. Плавно затормозить. Не снимая ногу с педали тормоза, активировать режим “P”, выключить мотор.

Перед проверкой результатов, до очередного запуска ДВС, нужно подождать 2-3 минуты.

Вариатор: основные правила эксплуатации

Особых сложностей в освоении процесса, как ездить на вариаторе, нет. Достаточно соблюдать следующие рекомендации:

  1. При активированном режиме «Drive» не следует нажимать вместе тормоз и газ. Быстро стартовать не получится, в отличие от АКПП, а вот масло перегреется, что нежелательно.
  2. Никаких пробуксовок! Опять же, из-за это греется масло, механизмы подвергаются огромным физическим нагрузкам, изнашивается ремень, на шкивах могут появиться деформации и задиры.
  3. Выезды на бездорожье лучше ограничить, чтобы продлить жизнь механизму. Регулярные поездки по пересеченной местности приведут к тому, что очень скоро придется задуматься, как менять вариатор, а это накладно.
  4. Даже при непродолжительных стоянках нужно активировать режимы “N” или “P”, чтобы разгрузить ремень.
  5. Автомобиль с CVT – не тягач! Опять же, чтобы не изучать, как заменить вариатор, лучше не использовать авто с такой трансмиссией для буксировки даже компактных малолитражек.

Интервалы замены масла в вариаторе

Водителю обязательно нужно знать, как часто менять масло в вариаторе, соблюдение интервалов замены технической жидкости – залог эффективной работы механизма, исключения его интенсивного износа, защиты от температурных и физических нагрузок. Средний интервал замены масла в вариаторе – 60-80 тысяч километров, однако, если машина используется в жестких условиях, вынуждена регулярно простаивать в пробках, бывает на дорогах низкого качества, стоит сократить его в полтора, а то и 2 раза.

Замена масла: инструкции, рекомендации, правила

С задачей, как поменять масло в вариаторе, справится и не слишком опытный автомобилист, достаточно минимального набора инструментов, гаража со смотровой ямой или эстакады. Как прогревать вариатор, чтобы техническая жидкость стала менее вязкой? Достаточно поездки протяженностью 8-10 километров в среднем темпе. После этого нужно придерживаться следующего алгоритма:

  • Заезд на эстакаду (смотровую яму).
  • Остановка мотора и ожидание в течение часа.
  • Подстановка под сливное отверстие емкости, выкручивание пробки.
  • Демонтаж поддона, промывка.
  • По возможности, снятие гидроблока.
  • Замена фильтров, установка на место чистого сухого поддона, сливной пробки.
  • Заливка нового масла. В инструкции к ТС нужно посмотреть, как проверить уровень масла в вариаторе щупом, заливаемый объем должен соответствовать конкретному автомобилю, слишком низкий или, наоборот, высокий уровень, недопустим.

При замене категорически рекомендовано использовать технические жидкости, рекомендованные производителем. Они идеально соответствуют особенностям, характеристикам механизма, обеспечивают максимальную защиту и эффективность работы.


Запись на сервис в Авилон
Читайте также Что такое коробка передач: устройство, виды и типы, советы Замена масла в АКПП: как поменять самостоятельно? Всё про гидроусилитель руля Как быстро и правильно проверить уровень масла в двигателе автомобиля? Когда проходить ТО автомобиля и как часто его делать? Антикоррозионная обработка автомобиля: подробный разбор

Остались вопросы? Закажите звонок

Оставьте заявку и вам перезвонит первый освободившийся оператор

Я даю своё согласие на обработку персональных данных

Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми узнавайте о новых поступлениях и получайте скидки

Я даю своё согласие на обработку персональных данных

Главная

Меню

Каталог

Сервис

Вход