Современные авто комплектуются различными типами трансмиссий, узлов, передающих крутящий момент, создаваемый двигателем, на колеса. Механика, автоматы, роботизированные коробки – вариантов множество. В последнее время, однако, популярность набирает CVT, встречающийся как на седанах, так и на кроссоверах, даже некоторых внедорожниках. Вариатор-коробка: что это простыми словами? Почему она столь распространена? По какому принципу функционирует? Эти и другие вопросы требуют подробного разбора.
Содержание:
Итак, что такое вариатор? Вариатор или CVT (Continuously Variable Transmission, то есть, «постоянно изменяющаяся передача») — это тип автоматической трансмиссии, обеспечивающий передачу крутящего момента от ДВС на колеса при сохранении стабильности его оборотов. В отличие от аналогов, CVT работает бесступенчато, переключение скоростей как таковое отсутствует, передаточное число корректируется предельно плавно, в зависимости от набора скорости или торможения транспортного средства.
Понимание того, как работает вариатор, позволит исключить ошибки при его эксплуатации, продлить срок службы вне зависимости от интенсивности нагрузок.
Конструкция CVT сформирована следующими элементами:
Первое время непросто понять, как отличить вариатор от автомата, ведь в салоне авто, рядом с водительским креслом, можно увидеть вполне привычный рычаг или селектор с буквами “R”, “D” и другими, характерными для классического гидротрансформатора. Под капотом, конечно, все устроено совершенно по-другому. CVT представлены тремя классами, клиноременными, тороидными, цепными. Понять, чем отличается коробка-вариатор, лучше всего на первом примере, именно клиноременной тип является наиболее распространенным, многие новые автомобили комплектуются такой трансмиссией.
Механизм сформирован тремя основными элементами, парой шкивов, один из которых является ведущим, а другой – ведомым, и ремнем, соединяющим их. Конструктивно шкивы – это конические диски, обращенные друг к другу вершинами. Конусы не статичны, а перемещаются в направлении друг друга, за счет чего происходит плавное изменение диаметра шкива и, следовательно, передаточного числа. Изменение диаметра происходит по команде электронного блока управления, следящего за работой мотора.
Понять, как пользоваться вариатором, сможет даже неопытный водитель, трансмиссия относится к числу наиболее простых в освоении. Владельцу, однако, нужно знать, как проверить коробку-вариатор, чтобы исключить чрезмерное снижение уровня масла и износ металлического ремня, соединяющего шкивы. Использовать CVT с изношенным, растянувшимся, деформировавшимся ремнем опасно, это не просто снижает динамические характеристики, но и может привести к более серьезным повреждениям механизмов.
Подытоживая сказанное, чем отличается вариатор от автомата, нужно отметить сам факт отсутствия переключения скоростей, с одного передаточного числа на другое. Никаких рывков, толчков, связанных с переходом между шестернями различного диаметра, нет, ремень по шкивам движется максимально плавно, что обеспечивает больший комфорт поездки.
Вариатор отличается от автомата плавностью работы – передач здесь нет, а крутящий момент передается через ремень, скользящий по конусам и меняющий соотношение их оборотов. Ресурс вариаторов сопоставим с ресурсом гидромеханических автоматов. Но вариаторы не любят бездорожья и пробуксовок, перегреваются и быстрее выходят из строя.
Такая схема, однако, не может удерживать автомобиль на месте, а также заставить колеса вращаться в обратном направлении, так что CVT модифицируют вспомогательными элементами, в частности, уже отмеченным редуктором.
Для лучшего понимания особенностей трансмиссии, необходимо изучить плюсы и минусы вариатора. В первую очередь, нужно отметить, чем хорош вариатор.
Плюсы вариатора:
Минусы вариатора следующие:
Чтобы на 100% раскрыть потенциал трансмиссии, водителю следует знать, как отрегулировать вариатор. Необходимость также может быть вызвана длительным простоем транспортного средства при отключенном аккумуляторе, заменой CVT или двигателя. Лучшее решение – программная настройка в специализированном сервисе, но при отсутствии времени или возможности можно воспользоваться упрощенным алгоритмом.
Итак, как настроить вариатор своими силами:
Перед проверкой результатов, до очередного запуска ДВС, нужно подождать 2-3 минуты.
Особых сложностей в освоении процесса, как ездить на вариаторе, нет. Достаточно соблюдать следующие рекомендации:
Водителю обязательно нужно знать, как часто менять масло в вариаторе, соблюдение интервалов замены технической жидкости – залог эффективной работы механизма, исключения его интенсивного износа, защиты от температурных и физических нагрузок. Средний интервал замены масла в вариаторе – 60-80 тысяч километров, однако, если машина используется в жестких условиях, вынуждена регулярно простаивать в пробках, бывает на дорогах низкого качества, стоит сократить его в полтора, а то и 2 раза.
С задачей, как поменять масло в вариаторе, справится и не слишком опытный автомобилист, достаточно минимального набора инструментов, гаража со смотровой ямой или эстакады. Как прогревать вариатор, чтобы техническая жидкость стала менее вязкой? Достаточно поездки протяженностью 8-10 километров в среднем темпе. После этого нужно придерживаться следующего алгоритма:
При замене категорически рекомендовано использовать технические жидкости, рекомендованные производителем. Они идеально соответствуют особенностям, характеристикам механизма, обеспечивают максимальную защиту и эффективность работы.