Без газораспределительного механизма невозможна корректная работа ДВС. Именно он обеспечивает четкость движения впускных и выпускных клапанов, что позволяет своевременно подавать топливовоздушную смесь в цилиндры, отводить отработанные газы. Усилие, необходимое для приведения в движение клапанов, передает ремень ГРМ, от состояния которого зависит, насколько корректна и безопасна эксплуатация авто. Почему эта деталь так важна? Какие именно функции она выполняет? Как часто менять ремень ГРМ?
Содержание:
Для начала, нужно определить, что такое ремень ГРМ.
Ремень ГРМ представляет собой ленту, замкнутую в кольцо, изготовленную из прочного полимера или эластомера, на поверхности которой предусмотрены зацепы, обеспечивающие максимальную плотность контакта, препятствующие случайному слету с посадочной шестерни.
Увидеть, где ремень ГРМ, можно, взглянув на коленчатый и распределительный валы. Именно там он и находится, обеспечивая стабильную и надежную механическую связь между вращающимися деталями.
Итак, конструктивно эта деталь достаточно проста – кольцо из полимерного материала с выраженными зубцами-зацепами. Гораздо важнее, что делает ремень ГРМ. Правильно сказать, что он обеспечивает передачу механического усилия с шестеренки, закрепленной на коленчатом валу, на шестеренку распредвала, либо общую шестерню, что характерно для ДВС, укомплектованных парой валов.
Благодаря стабильному, точному вращению детали, закрытие и открытие выпускных клапанов происходит с интервалами, необходимыми для корректного функционирования мотора. Даже небольшой сбой может привести к существенной потере мощности и даже более негативным последствиям, вплоть до необходимости капитального ремонта ДВС, критического повреждения, серьезных деформаций поршней, клапанов.
Обязательно нужно отметить, чем отличаются ремни ГРМ. Представлены они тремя основными классами:
Наиболее популярными являются изделия первой категории, они прочны, характеризуются высокой прочностью зацепа, что важно для полноценной передачи крутящего момента.
Классифицировать элементы также можно по внутреннему посадочному диаметру, ширине. Если показатели не соответствуют характеристикам ДВС, габаритам шестеренок, установка окажется невозможной, либо натяжение окажется чересчур сильным, слабым, что негативно скажется на работе двигателя.
Ременной привод легче, работает гораздо тише цепного, снижает общую нагрузку на мотор, однако, не обладает столь внушительным запасом прочности и эксплуатационным ресурсом. Со временем резина изнашивается, растягивается, на ней появляются микротрещины, способные привести к разрыву, зубцы стачиваются, снижается прочность прилегания. Все это очень опасно, так что водителю нужно знать, когда менять ремень ГРМ, делать это своевременно и грамотно, ошибки чреваты поломкой мотора.
На каком пробеге менять ремень ГРМ – зависит от рекомендаций автоконцерна или фирмы-изготовителя конкретной детали, если дело касается не оригинала, а аналога. Трудно сразу сказать, через сколько менять ремень ГРМ, некоторые из них выдерживают даже 120 тысяч километров пробега или 10 лет эксплуатации, другие – только 60 тысяч или 5 лет. Более точные сведения можно найти в инструкции к конкретной технике, например, Toyota, Volkswagen и Nissan обозначают ресурс в 95 тысяч километров, Hyundai – в 75, Audi и Renault – в 120, Daewoo – в 115, а Ford – в 160.
Пробег – это не самый надежный показатель, по которому удается понять, нужно ли менять ремень ГРМ. Его реальное состояние позволяют установить некоторые признаки износа, старения и, следовательно, острой необходимости в установке новой детали. Итак, как понять, что нужно менять ремень ГРМ:
Что будет если порвался ремень ГРМ при выключенном моторе? Это наиболее “благоприятный” вариант, если уж имеет место подобная поломка. Да, завести мотор не удастся, но негативных последствий и расходов, за исключением приобретения новой детали, удастся избежать.
Куда опаснее ситуация, что будет, если порвется ремень ГРМ на ходу. Машина зачастую полностью теряет работоспособность, не может использоваться в качестве транспортного средства до устранения дефектов.
В большинстве случаев, загибает клапана. Распределительный вал останавливается в определенной позиции, вместе с ним “замирают” и клапана, тогда как коленчатый вал продолжает движение по инерции, поршни сильно бьют по клапанам, запаса прочности металла не хватает, из-за чего возникает потребность в сложном и дорогостоящем ремонте.
К сожалению, последствия могут быть и более тяжелыми – пробитие поршней. Метод ремонта зависит от конкретной ситуации, вероятна необходимость замены блока цилиндров вместе с головкой.
Замена ремня ГРМ своими руками – рациональное решение при разрыве, растяжении или серьезных повреждениях. Впрочем, при отсутствии опыта, инструмента, уверенности в собственных силах лучше обратиться в мастерскую. Перед тем, как заменить ремень ГРМ, однако, нужно точно выбрать новые детали. Лучший вариант – оригинал от автопроизводителя, понять модель можно из инструкции к транспортному средству.
Если покупка оригинала невозможна, например, он снят с производства, допустима установка аналога, но при его подборе нужно учесть следующее:
Первое, что нужно для замены ремня ГРМ – деталь надлежащего качества. Чтобы не столкнуться с подделкой, следует обратиться в проверенный магазин, готовый подтвердить оригинальность соответствующими сертификатами, накладными. Не лишне провести внешний осмотр, вся маркировка должна быть четкой, грани и зубцы – ровными, точно обработанными, без наплывов, деформаций и других признаков низкой производственной культуры.
Далеко не каждый автомобилист знает, как правильно поставить ремень ГРМ, как правильно натянуть, как выставить. Ошибки, даже незначительные, при этом, стоят очень дорого, машина может выйти из строя. Чтобы исключить лишние риски, рекомендуется обратиться в профессиональный сервисный центр. Конкретная стоимость и продолжительность работы зависят от модели транспортного средства и ДВС, однако, работа редко оказывается слишком дорогой и долгой. В среднем, мастерам потребуется 3-4 часа, а сумма расходов окажется на уровне нескольких тысяч рублей. Так что не стоит переживать по поводу того, сколько стоит замена ремня ГРМ, это далеко не самая затратная процедура.
Следует также учитывать, что меняют с ремнем ГРМ. Следует установить новые шкивы, ролики, натяжители – только так можно достичь желаемого результата. Установка только ремня порой приводит к тому, что он подвержен чересчур сильным нагрузкам из-за поврежденных роликов, раньше времени выходит из строя.
Если речь идет об уже установленной детали, то оценить его состояние можно в процессе визуального осмотра и по косвенным признакам, перечисленным выше. У вновь приобретаемого товара нужно проверить сертификаты, четкость и точность маркировки, общее качество исполнения. Это очень важно, ведь низкое качество – одна из причин того, почему рвется ремень ГРМ.
Главная рекомендация – знать, как проверить ремень ГРМ, чтобы исключить его чрезмерный износ и все последствия, связанные с ним, наиболее печальные из которых – капитальный ремонт или замена ДВС. Нельзя пренебрегать интервалами сервисного обслуживания, официальными рекомендациями производителя. Это тот случай, когда превентивные меры, хоть и требуют вложений, позволяют сохранить огромные суммы, исключить тяжелые повреждения мотора и транспортного средства.
Подписывайтесь на наши соц. сети: